Главная
Информация

  Новости и события
  Информация в СМИ
  Передовой опыт
  СМЭВ
  График проведения плановых проверок
  Планы и прогнозы развития Управления
УФМС России по Приморскому краю

  Историческая справка
  Положение о службе
  Структура Управления
  Вакансии
  Конкурсы
  Символика ФМС России
  Контактная информация
  Коды бюджетной классификации
Государственные услуги
Проверка документов

  Проверка готовности загранпаспорта
  Проверка действительности паспортов РФ
  Проверка действительности разрешений на работу и патентов иностранных граждан и лиц без гражданства
  Проверка действительности лицензий на трудоустройство граждан РФ за границей
  Проверка приглашения иностранного гражданина
Государственная программа переселения соотечественников
Государственные услуги в электроном виде
Правовая информация
Информация для заявителя
Обращения граждан
Опрос граждан
Противодействие коррупции
Содействие интеграции
Перечень телефонов "горячих линий"


Вы гражданин России
Вы иностранный гражданин

Как вы оцениваете работу УФМС России по Приморскому краю?

Хорошо
Удовлетворительно
Плохо










Главная страница \ УФМС России по Приморскому краю - Историческая справка

Историческая справка


Первое упоминание о зарождении паспортной системы на Руси, как свидетельствует Лаврентьевская летопись, относится к 945 году. Князь выдавал купцам, занимавшимся заграничной торговлей, грамоты, в которых были обозначены их корабли. Киевские и новгородские княжества положили начало учета населения. Кроме того, на территории древнерусского государства было установлено требование «знатка» — для каждого, не принадлежавшего к общине человека требовалось поручительство за него одного из членов общины.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. А в конце XIII века в Новгороде лицам, выезжающим в другие государства, и приезжавшим иностранцам стали выдавать «проезжие грамоты», которые были своеобразным удостоверением их личности. В XIV веке русские князья для всех иностранцев, въезжающих в Россию, и для русских подданных, отправляющихся за границу, выдавали «проезжие грамоты» и «отпускные жалованные грамоты».

«Отпускные» впервые упоминаются с 1482 года. С этого времени выдача «отпускных» холопам получает большое распространение. Кстати, само название «отпускных» документов использовалось и для грамот, которые выдавались иным лицам, получившим разрешение на отъезд с постоянного места жительства. В изданном в 1551 году крупнейшем нормативном акте церковного права «Стоглаве» было записано, что принимать на службу пришедших из других епархий священников и дьяконов можно только в том случае, если они имеют отпускные грамоты от архиерея по прежнему месту службы. Попов и дьяконов, не предъявлявших таких грамот, к службе допускать запрещалось.

Оформляли и регистрировали отпускные грамоты архиерейские тиуны — церковные чиновники, которые вместе с соборными старостами следили за священниками и церковными служителями, выполняли иные внут-рицерковные полицейские функции. За выдачу отпускной грамоты без указания архиерея тиунам угрожало отстранение от должности и «великая опала» от митрополита.

Соборное Уложение 1649 года подтвердило полное закрепощение крестьян, предусматривалась выдача отпускных грамот «дочерям, девкам и вдовам», которым вотчинники и помещики разрешали выходить замуж в другие землевладения. При всем многообразии документов, свидетельствующих об освобождении крестьян и холопов (записи в переписных книгах, в духовных, купчих и прочих грамотах) «отпускные» оставались основными документами, удостоверяющими личность отпущенного на волю человека.

Одновременно совершенствовался порядок выдачи проезжих грамот. Так, была введена в обиход «свободная и обязательная выдача проезжих грамот тем, кто ехал в другие мирные с Московским государства для торгового промысла или иного какого своего дела». Таким образом, Соборное Уложение 1649 года впервые законодательно закрепило требование удостоверения личности. Во второй половине XVII века для отыскания самовольно ушедших крестьян и холопов, возвращения их на прежнее место жительства, где они значились по переписным книгам, к законным владельцам, власти стали назначать специальных сыщиков. В это же время был введен централизованный учет крепостных и бобылей, которые обязывались регистрироваться в Поместном приказе. Был узаконен и частный сыск. И все-таки окончательно оформилась паспортная система только в эпоху правления Петра I.

В этот период появляются новые документы, удостоверяющие личность гражданина, а жесткий контроль государства за передвижением населения привел к созданию паспортной системы. Купцам, как и прежде, выдавались проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы — «абшиды». Четкого различия между этими документами не делалось, для их названия уже в Артикуле воинском 1715 года как альтернативное употреблялось слово «ПАС» (от французского — PASSE — проход, пропуск).

Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также отъезжавших за границу русских подданных, становится «пашпорт». Для выдачи паспорта россиянину, состоявшему на службе, следовало представлять абшид, подписанный президентом соответствующей коллегии. Заграничные паспорта выдавались в Коллегии иностранных дел.

Основным государственным органом, который вел учет населения и контролировал его передвижение, стала полиция, для которой паспортное дело было одним из важнейших в ее многопрофильной деятельности. Первые паспорта — фактически без существенных изменений просуществовали вплоть до февральской революции 1917 года. Паспортная система суживала возможности передвижения населения. Устанавливался порядок, при котором никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей. «Не пропускать «без пашпортов» проезжающих людей» — так было записано в наказе астраханскому воеводе от 1710 года.

В это же время вводится обязательность «проезжих писем» или «пашпортов» для всех свободных жителей государства, отъезжающих в другие местности страны: «Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо».

Кроме того, при Петре I широко использовались возможности переписи населения. Если в XVII веке единицей обложения был двор, основной формой учета — подворные переписи, то в начале XVIII века, кроме подворных переписей, на отдельных террито^ риях стали проводиться общегосударственные переписи. Подушные переписи стали называть ревизиями податного населения в России, а подушные списки — ревизскими сказками. Начало государственных ревизий населения было положено Указом Петра I от 26 ноября 1718 года. Всего было проведено десять ревизий: первая в 1719 — 1727 годах, последняя — в 1857 — 1860-х.

Следует отметить, что ревизии, называвшиеся часто «народными переписями», были единственным источником сведений о населении страны на протяжении почти полутора веков. В 1803 году появились первые «печатные» (вместо рукописных) паспорта для купцов, мещан и крестьян с целью борьбы с использованием фальшивых паспортов.

С начала 30-х годов и до конца XIX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых. Главное правило Устава гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.

В случае задержания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое-трое суток, высылала его к месту прописки. Если задержанный не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой. В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь «на водворение».

В соответствии с Уложением о наказаниях лицам, находящимся под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались места, в которых ранее судимый не имел права появляться. В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости. Отмена крепостного права в 1861 году обусловила необходимость реформ паспортной системы. Крестьяне получили личную свободу и вышли из-под надзора помещика.

Для выработки предложений по усовершенствованию паспортной системы в 1869 году была учреждена паспортная комиссия под председательством статс-секретаря Сольского, однако предложения этой и создаваемых позднее комиссий были реализованы только в 1895 году.

С 1 января 1895 года в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок. Отныне в соответствии со специальной инструкцией МВД в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.

Отменялась уголовная ответственность за нарушение паспортного режима. Принятое Положение 1895 года разделило все население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй — мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. На основании утвержденного Положения от 5 июня 1895 года была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи.

Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации населения России, в первые годы XX века был Устав о паспортах, принятый в 1903 году. В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта.

Именной Высочайший Указ от 5 октября 1906 года отменил некоторые ограничения в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий. Указ предоставил сельским обывателям и лицам других бывших податных сословий свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в Уставе о паспортах основаниях с лицами других сословий. В то же время обеспечение паспортного режима внутри империи усугублялось значительными потоками лиц, выезжающих за границу. Полиция выдавала всем желающим уехать за границу свидетельство об отсутствии законных препятствий к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора.

Заграничные паспорта выдавались без промедления сроком на пять лет всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учет за переездом границы осуществлялся на таможне.

Прибывающие в Россию иностранцы получали паспорт сроком на один год с указанием места проживания. В период первой мировой войны российское правительство ввело некоторые ограничения о выдаче паспортов, связанные с военными условиями. Пришедшее к власти в 1917 году временное правительство отменило эти ограничения. Других изменений в регулирование паспортного режима оно не внесло, и Положение о видах на жительство 1894 года продолжало действовать до Великой Октябрьской революции.

10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство советских граждан. Это коренным образом изменило паспортный режим в стране. Крушение Российской империи, революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещения больших масс населения, в том числе бывших военнообязанных, появление беженцев и эмигрантов. Для решения этих вопросов в составе НКВД РСФСР, комиссариатов по внутренним делам и исполкомов на местах были созданы иностранные отделы. Они совместно с Народным комиссариатом иностранных дел РСФСР вели работу по обеспечению учета и перемещению в свои страны указанных категорий граждан. Координировало эту деятельность Центральное эвакуационное управление (Центрэвак) при СНК РСФСР.

Устанавливаемый порядок въезда-выезда сводился к обязательному получению всеми русскими иностранными гражданами специального разрешения (визы) на каждую поездку. 5 октября 1918 года Совнарком РСФСР принял Декрет «О Трудовых книжках для нетрудящихся». Трудовые книжки с более чем выразительным лозунгом на обложке «Не трудящийся да не ест!» были не только средством контроля за выполнением трудовых повинностей «буржуазными элементами», но и единственным документом для них, удостоверяющим личность. Выдача трудовых книжек, справок, свидетельств и других документов в соответствии с инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» возлагалась на милицию, а общее руководство этой работой осуществляли подотделы отделов управлений исполкомов.

В период гражданской войны в России встал вопрос о едином документировании всех российских граждан. Первой такой попыткой была Инструкция о порядке выдачи паспортов и временных свидетельств, объявленных приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД от 1 ноября 1920 года. Исключительное право выдачи паспортов и временных свидетельств возлагалось на уездно-городские и уездные управления милиции. Всем другим учреждениям запрещалась выдача подобных документов.

После окончания гражданской войны стало очевидно, что для персонального учета населения требовался единый, удостоверяющий личность документ. 20 июня 1923 года был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности», который юридически оформил слом старой дореволюционной паспортной системы. Все прежние документы, дающие право на передвижение, аннулировались, и с 1 января 1924 года вводились удостоверения личности. Они содержали в себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество владельца; год, месяц и число рождения; место постоянного жительства; род занятий (основная профессия); отношения к отбыванию воинской повинности; семейное положение; перечень несовершеннолетних детей, внесенных в документ родителей.

Удостоверение личности выдавалось на три года. По желанию получателя в документе могла быть наклеена фотокарточка. Как видно из Декрета, получение удостоверения личности являлось не обязанностью, а правом граждан. Отсутствие у граждан такого документа не влекло никаких правовых последствий.

В дополнение к этому Декрету 26 апреля 1925 года было принято постановление СНК РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». Таким образом, начиная с 1925 года «институт прописки» стал неотъемлемой частью паспортного режима советского общества. Следует заметить, что еще до принятия республиканских актов об удостоверении личности и введения прописки в ряде регионов страны местные органы власти вводили (1920 год) временные удостоверения личности и устанавливали прописку граждан.

5 июня 1925 года Президиум ЦИК СССР своим постановлением утвердил «Положение о въезде в СССР и выезде из СССР» — это первый правовой акт, регулирующий вопросы выезда и въезда в общесоюзном масштабе. Наконец, 27 декабря 1937 года в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».

Во всех паспортизированных местностях паспорт становится единственным документом, «удостоверяющим личность владельца». Все паспортные книжки и бланки отныне предписывалось изготавливать по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатать на двух языках: на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро. А в 1937 году для улучшения идентификации гражданина СССР в паспорта стали наклеивать фотографическую карточку, второй экземпляр которой хранился в милиции по месту выдачи документа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производилась соответствующая отметка органами ЗАГС.

21 октября 1953 года постановлением Совета Министров СССР утверждено новое Положение о паспортах. Положение устанавливало единый для СССР образец паспорта. Вместо выдававшихся ранее в большинстве случаев пятилетних паспортов устанавливались бессрочные, десятилетние, пятилетние и краткосрочные.

19 июля 1959 года Совет Министров утвердил Положение въезда в СССР и выезда за границу. Это положение было дополнено перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам, их заменяющим.

В 1959 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». После принятия постановления появились специализированные группы и внештатные сотрудники по поддержанию паспортного режима в крупных населенных пунктах и городах СССР. Большую помощь паспортным аппаратам оказывали домовые, уличные и квартальные комитеты и объединяемый ими актив, в состав которого, как правило, входили работники домоуправлений данной территории. 8 апреля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» были введены новые правила прописки и выписки граждан в сельской местности.

За органами внутренних дел сохранилась функция прописки в районных центрах и поселках в тех местностях, где имеются штатные работники паспортных аппаратов, а также в населенных пунктах, отнесенных к пограничной зоне. 22 сентября 1970 года Совет Министров СССР утвердил новое Положение о въезде в СССР и выезде из СССР. Впервые в законодательной практике страны были определены основания отказа гражданам о выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам. 28 августа 1974 года Совет Министров СССР утвердил новое положение «О паспортной системе в СССР».

Данное положение установило единый для всего населения страны порядок, предусматривающий обязанность иметь паспорт всем гражданам СССР, достигшим шестнадцати лет, независимо от места проживания. Действие нового паспорта не ограничивалось каким-либо сроком. Для того чтобы учесть внешние изменения черт лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривается последовательная вклейка трех фотокарточек.

В новом паспорте сократилось количество граф, содержащих сведения о личности гражданина и обязательные отметки. Не записываются в паспорт сведения о приеме на работу и увольнении, поскольку есть трудовая книжка. Новое положение вводилось в действие с 1 июля 1975 года. Именно этот паспорт мы меняем сегодня на паспорт гражданина Российской Федерации.

Процесс перестройки, начатый М.С. Горбачевым, внес свои коррективы в работу паспортной системы. 5 сентября 1991 года на съезде народных депутатов СССР была принята Декларация прав и свобод человека. Статья 21 Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор места жительства и места пребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 года № 124, управления виз, регистрации и паспортной работы, а также паспортные отделения и отделения виз и регистрации милиции были реорганизованы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации, как в центре, так и на местах.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года № 232 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации.

Новый паспорт гражданина Российской Федерации должны были получить до 31 декабря 2003 года все жители нашей страны. И полную ответственность за выполнение этой ответственной и сверхсложной задачи несет на себе паспортно-визовая служба российской милиции, как и на протяжении всей истории государства российского, шагающая в ногу со временем.


Хорошо

43954 (53.99%)

Удовлетворительно

22012 (27.04%)

Плохо

15439 (18.97%)





последние новости
2015-11-05
Верховенство права – принцип конституционного строя Российской Федерации

2015-10-29
Изменения в миграционном законодательстве Российской Федерации обсудили с работодателями в УФМС России по Приморскому краю

2015-10-23
Системе планирования и контроля в УФМС России по Приморскому краю уделяется особое внимание

2015-10-16
Рабочая встреча с представителями национальных общественных объединений состоялась в УФМС России по Приморскому краю

2015-10-09
Законопроект о балловой системе выдачи вида на жительство обсудили в Общественной палате Российской Федерации

УФМС России по Приморскому краю, 2008 - 2015 гг.